Памятка для предпринимателей по вопросам осуществления органами власти государственного контроля (надзора) и муниципального контроля

621 0

Правовое регулирование отношений в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля урегулированы Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон №294-ФЗ).

Положения Закона №294-ФЗ, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются:

— при проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве дознания, проведении предварительного следствия;

— при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора), правосудия и проведении административного расследования;

— при производстве по делам о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации;

— при расследовании причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых иеинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу;

— при расследовании причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий;

— при проведении проверки устранения обстоятельств, послуживших основанием назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности;

— к мероприятиям по контролю, направленным на противодействие неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;

— к мероприятиям, проводимым должностными лицами войск национальной гвардии Российской Федерации при выявлении нарушений требований к оборудованию инженерно-техническими средствами охраны важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях, подлежащих охране войсками национальной гвардии Российской Федерации.

Положения этого Закона также не применяются при осуществлении 23 видов государственного контроля (надзора), к которым, в частности, относятся налоговый контроль, банковский и страховой надзор, контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, контроль за соблюдением требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов, государственный контроль и надзор за обработкой персональных данных (ч. 3.1 ст. 1 Закона №294-ФЗ).

Для 39 видов государственного контроля (надзора) другими федеральными законами могут устанавливаться особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры.

Например, такие особенности установлены для лицензионного контроля, федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, промышленной безопасности, за соблюдением трудового законодательства, федерального государственного пожарного надзора, строительного надзора, регионального государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, государственного земельного надзора (ч. 4 ст. 1 Закона №294-ФЗ).

Особенности осуществления государственного контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа устанавливаются Федеральным законом от 29.12 2012 №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 27.11.2017) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

Статья 3. Принципы защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля

Основными принципами защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля являются:

1) преимущественно уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности;

2) презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

3) открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, включая информацию об организации и о проведении проверок, о результатах проведения проверок и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, о правах и об обязанностях органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 511-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц;

5) недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;

6) недопустимость требования о получении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, для начала осуществления предпринимательской деятельности, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;

(п. 6 в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) ответственность органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц за нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

8) недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей платы за проведение мероприятий по контролю;

9) финансирование за счет средств соответствующих бюджетов проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок, в том числе мероприятий по контролю;

10) разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), на основании федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.

 

Проведение плановых проверок

Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов (ст. 9 Закона №294-ФЗ).

Проверки проводятся не чаще чем один раз в три года со дня:

1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;

2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

3) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.

Исключения:

В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2009 № 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью».

Кроме того, при формировании плана проверок учитывается мораторий на проведение плановых проверок субъектов малого предпринимательства и риск-ориентированный подход (ст.ст. 26.1 и 8.1 Закона №294-ФЗ).

Мораторий на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства

(«надзорные каникулы»)

В соответствии со статьей 26.1 Закона №294-ФЗ установлен запрет на проведение в течение трех лет (с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года) плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства.

Указанный запрет не распространяется на хозяйствующие субъекты, которые:

— в течение трех предшествующих лет подвергнуты административному наказанию за грубые нарушения закона;

— на отдельные виды государственного контроля (надзора), включая такие сферы общественных отношений, как здравоохранение, образование, социальная сфера, теплоснабжение, электроэнергетика, энергосбережение, повышение энергетической эффективности, управление многоквартирными домами (Постановление Правительства Российской Федерации от 23.11.2009 № 944).

Критерии отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого предпринимательства (малые предприятия, в том числе микропредприятия) установлены статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»:

— среднесписочная численность работников – до 100 человек, микропредприятия – до 15;

— доход – до 800 млн. руб., микропредприятия – до 120 млн. руб.

Сведения об отнесении субъектов предпринимательства к категории малого содержатся в соответствующем реестре, который сформирован Федеральной налоговой службой и размещен в сети Интернет (на сайте: https://rmsp.nalog.ru).

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе подать в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявление об исключении из ежегодного плана проведения плановых проверок проверки в отношении их, если полагают, что проверка включена в ежегодный план проведения плановых проверок в нарушение установленного запрета на ее проведение. Порядок подачи таких заявлений и их рассмотрения органом контроля установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2015 №1268.

Применение риск-ориентированного подхода при планировании проверок

В соответствии со ст. 8.1 Закона № 294-ФЗ в целях оптимального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, снижения издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и повышения результативности контрольной деятельности при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) с 1 января 2018 года применяется риск-ориентированный подход.

Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

Отнесение к определенному классу (категории) опасности осуществляется органом государственного контроля (надзора) с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований, а к определенной категории риска — также с учетом оценки вероятности несоблюдения соответствующих обязательных требований.

 

КАТЕГОРИИ РИСКА И КЛАССЫ (КАТЕГОРИИ) ОПАСНОСТИ

Категории риска Классы (категории) опасности Особенности осуществления мероприятий по контролю
Чрезвычайновысокий риск 1 класс плановая проверка проводится один раз в период, предусмотренный положением о виде государственного контроля (надзора)
Высокий риск 2 класс
Значительный риск 3 класс
Средний риск 4 класс плановая проверка проводится не чаще одного раза в период, предусмотренный положением о виде государственного контроля (надзора)
Умеренный риск 5 класс
Низкий риск 6 класс плановые проверки не проводятся

 

Критерии отнесения объектов государственного контроля (надзора) к определенной категории риска или определенному классу опасности устанавливаются положениями о видах государственного контроля (надзора).

При отнесении объектов к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного риска или 1, 2, 3 классам опасности орган государственного контроля (надзора) размещает соответствующую информацию об этих объектах на своем официальном сайте. Кроме того, информация о категории риска или классе опасности предоставляется по запросу юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Хозяйствующий субъект вправе подать в орган государственного контроля (надзора) заявление об изменении категории риска или класса опасности (с приложением документов). Орган государственного контроля (надзора) принимает решение в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты получения такого заявления.

Объекты, которым не присвоены определенные категории риска или классы опасности, считаются отнесенными к низшим, установленным для соответствующего вида государственного контроля (надзора) категории риска или классу опасности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806 установлены Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности и определены виды федерального государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода (всего 38 видов).

В силу пункта 15 этих Правил плановые проверки, периодичность проведения которых определена Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2009 № 944, проводятся в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, образования, в социальной сфере, с установленной этим постановлением периодичностью независимо от отнесения объектов государственного контроля (надзора) к определенной категории риска или определенному классу опасности.

Применение проверочных листов

Частью 11.1 статьи 9 Закона №294-ФЗ предусмотрена возможность закрепления в порядках организации и проведения отдельных видов государственного контроля (надзора) обязанности использования при проведении плановой проверки должностным лицом органа государственного контроля (надзора) проверочных листов (списков контрольных вопросов).

Проверочные листы (списки контрольных вопросов) разрабатываются и утверждаются органом государственного контроля (надзора) и включают в себя перечни вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, составляющих предмет проверки.

Общие требования к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2017 №177.

Утвержденные формы проверочных листов подлежат опубликованию на официальных сайтах органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в сети Интернет и могут быть использованы для разработки и размещения интерактивных сервисов для проведения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями самопроверки соблюдения обязательных требований.

Порядок составления ежегодного плана проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

В ежегодных планах проведения плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей указываются следующие сведения:

— наименования юридических лиц, фамилии, имена, отчества индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит плановым проверкам, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места фактического осуществления деятельности индивидуальными предпринимателями;

— цель и основание проведения каждой плановой проверки;

— дата начала и сроки проведения каждой плановой проверки;

— наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля, осуществляющих конкретную плановую проверку.

Порядок подготовки ежегодного плана проведения плановых проверок, его представления в органы прокуратуры и согласования, а также типовая форма ежегодного плана проведения плановых проверок устанавливается Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489 и осуществляется в следующие сроки, предшествующие году проведения плановых проверок:

— до 1 сентября органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры.

— до 1 октября органы прокуратуры рассматривают проекты ежегодных планов проведения плановых проверок на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора), объектов муниципального контроля и вносят предложения руководителям органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных замечаний и о проведении при возможности в отношении отдельных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей совместных плановых проверок.

— до 1 ноября органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля рассматривают предложения органов прокуратуры и по итогам их рассмотрения направляют в органы прокуратуры утвержденные ежегодные планы проведения плановых проверок.

— до 1 декабря органы прокуратуры обобщают поступившие от органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля ежегодные планы проведения плановых проверок и направляют их в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для формирования ежегодного сводного плана проведения плановых проверок.

— до 31 декабря Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети Интернет (https://genproc.gov.ru/).

Проведение внеплановых проверок

Основанием для проведения внеплановой проверки является (ч. 2 ст. 10 Закона №294-ФЗ):

1) истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения;

2) поступление в орган контроля заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования);

3) мотивированное представление должностного органа контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены);

4) выявление при проведении мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении видов государственного контроля (надзора), указанных в частях 1 и 2 статьи 8.1 настоящего Федерального закона, параметров деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным органом государственного контроля (надзора) индикаторам риска является основанием для проведения внеплановой проверки, которое предусмотрено в положении о виде федерального государственного контроля (надзора);

5) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о нарушениях прав потребителей, причинении вреда либо угрозе причинения вреда, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

Обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.

Согласование в органах прокуратуры проведения внеплановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры в случаях, когда основанием проверки является мотивированное представление должностного органа контроля о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Копия акта внеплановой выездной проверки, согласованной с органом прокуратуры, направляется в прокуратуру в течение пяти рабочих дней со дня составления акта проверки.

Особенности организации проверок соблюдения земельного законодательства

При осуществлении государственного земельного надзора в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей применяются положения Закона №294-ФЗ с учетом особенностей, установленных статьями 71, 71.1, 71.2 Земельного кодекса Российской Федерации.

Положение о государственном земельном надзоре утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 №1.

Внеплановые проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации проводятся в случаях:

— предусмотренных частью 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ;

— выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений требований законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность (по согласованию с органом прокуратуры по месту нахождения объекта земельных отношений);

— поступления в орган государственного земельного надзора обращений и заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о нарушениях имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц, граждан (по согласованию с органом прокуратуры по месту нахождения объекта земельных отношений);

— предусмотренных пунктом 16 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (соблюдение требований по использованию земельного участка сельскохозяйственного назначения по целевому назначению).

Порядок проведения административного обследования объекта земельных отношений и форма акта административного обследования объекта земельных отношений утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2015 № 251.

Ведение Единого реестра проверок

В целях обеспечения учета проводимых проверок, а также их результатов создана федеральная государственная информационная система «Единый реестр проверок» (ст. 13.3 Закона №294-ФЗ).

Оператором единого реестра проверок является Генеральная прокуратура Российской Федерации (https://proverki.gov.ru).

Правила формирования и ведения единого реестра проверок утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 № 415.

Единый реестр проверок в части плановых и внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей включает в себя следующую информацию:

— информацию о проверке;

— информацию об органе контроля;

— информацию о лице, в отношении которого проводится проверка;

— информацию об уведомлении проверяемого лица о проведении проверки;

— информацию о результатах проверки;

— информацию о мерах, принятых по результатам проверки;

— информацию об отмене результатов проверки в случае, если такая отмена была произведена.

Органы государственного контроля (надзора) и муниципального контроля:

— вносят информацию в единый реестр проверок;

— несут ответственность за достоверность информации, внесенной в единый реестр проверок.

Ответственность должностных лиц органов контроля за нарушение законодательства при проведении проверок

Статьей 19.6.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение должностными лицами органов местного самоуправления, осуществляющих контрольные функции, требований законодательства о контрольно-надзорной деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 19.6.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность (предупреждение или наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей) за несоблюдение требований указанного законодательства, выразившееся в:

— проведении проверки при отсутствии оснований для ее проведения;

— нарушении сроков проведения проверки;

— отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры (в случаях, когда такое согласование требуется);

— непредставлении акта о проведенной проверке;

— привлечении к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или не аттестованных в установленном порядке граждан;

— проведении плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок.

Повторное совершение подобных правонарушений влечет административную ответственность должностного лица органа муниципального контроля в виде наложения административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей либо дисквалификации на срок от шести месяцев до одного года (ч. 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ).

За невнесение либо несвоевременное внесение, а также внесение неполной или недостоверной информации о проверке в Единый реестр проверок в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей (ч. 3 ст. 19.6.1 КоАП РФ).

Особенности назначения административных наказаний субъектам малого и среднего предпринимательства

Статьей 4.1.1 КоАП РФ предусмотрена замена административного штрафа предупреждением при наличии следующих условий:

— лицо, допустившее нарушение является субъектом малого и среднего предпринимательства, их работником;

— административное правонарушение совершено впервые;

— административное правонарушение выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

— отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба;

— правонарушение не входит в перечень исключений, для которых штраф не подлежит замене на предупреждение (ст.ст. 14.31 — 14.3319.319.519.5.119.619.8 — 19.8.219.23ч. 2 и 3 статьи 19.27ст. 19.2819.2919.3019.33 КоАП РФ).

Профилактика нарушений обязательных требований

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.04.2016 №559-р утвержден план мероприятий («дорожная карта») по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016 — 2017 годы.

Указанным распоряжением Правительства Российской Федерации установлено, что комплексное реформирование сферы контрольно-надзорной деятельности осуществляется на основе систем мотивации контрольно-надзорных органов, предусматривающей проведение оценки не по числу найденных нарушений и наложенных штрафов, а по уровню безопасности общественных отношений, их защищенности в контролируемой сфере деятельности.

В целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований органы контроля осуществляют мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами профилактики нарушений (ст. 8.2 Закона №294-ФЗ).

К таким мероприятиям по профилактике нарушений относятся:

— размещение на официальных сайтах в сети Интернет перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также их текстов;

— информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами;

— регулярное (не реже одного раза в год) обобщение практики осуществления в соответствующей сфере деятельности государственного контроля (надзора), муниципального контроля и размещение на официальных сайтах в сети Интернет соответствующих обобщений;

— выдача предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 №166.